22 декабря во время заключительного заседания Наблюдательного Комитета проекта Совета Европы «Усиление независимости, эффективности и профессионализма судебной власти на Украине» Председатель Верховного Суда Украины Ярослав Романюк заявил, что «одним из самых опасных с точки зрения формирования независимой судебной системы на современном этапе факторов является политическая составляющая».
Каким образом политики сейчас влияют на судей рассказал Я. Романюк в комментарии «Юридической практике»:
«Считаю, что в государстве сохраняется возможность политического влияния на суды и судей. Говорю не о личном влиянии какого-либо политика на конкретного судью. Речь о другом. Уже длительный период времени политики, общественные деятели, представители власти громко заявляют о необходимости тотальной замены судейских кадров, вовсю критикуют судей. Волну негатива вызвало конституционное представление Верховного Суда о проверке на конституционность отдельных положений Закона «Об очищении власти». Судьи посмели открыто усомниться в законе? Значит они против люстрации, не желают меняться, и система законсервирована.
К слову, наши сомнения в отношении несовершенства закона впоследствии были подтверждены Венецианской комиссией. Но, несмотря на это, судебную власть продолжают обвинять в противодействии очищению.
Я уже неоднократно заявлял — судебная власть «за» очищение. Но давайте будем делать это профессионально, консолидировать усилия, а не использовать дешевый популизм.
В судей «летят все шишки». А что делают законодательная, исполнительная власти, чтобы исправить положение в судебной системе? Надеются, что некой «волшебной таблеткой» станет принятие нового закона о судоустройстве и все проблемы в судебной системе сразу исчезнут? Нет, так не будет. Начинать надо со всех фронтов и уже сейчас.
В первую очередь судей обвиняют в прошлой политической ангажированности? Если так, давайте устраним все механизмы, которые позволяют даже подумать о том, что судья может попасть под политическое влияние.
Что же мы имеем сейчас? Ко всем вопросам формирования судейского корпуса причастны Верховный Совет и Президент. Без них не обходится назначение судьи на должность, принятие присяги, перевод, избрание на должность бессрочно и даже увольнение по всем возможным основаниям. Кроме того, 23 февраля 2014 года Верховный Совет принял закон N 769-VII, которым наделил свой Комитет правом решать — рекомендовать судью на должность бессрочно или отказать в рекомендации. Закон принимался из соображений политической целесообразности и теперь только политики решают, будет ли судья избран на должность. Когда карьера судьи зависит от политиков, говорить о независимом судебном корпусе не приходится.
Более того, законодательная власть по непонятной причине не спешит исполнять законы, которые сама же и приняла. Еще 11 апреля вступил в силу Закон «О восстановлении доверия к судебной власти на Украине» и созданная им Временная следственная комиссия должна проверить действия судей, принимавших решения в отношении участников акций гражданского противостояния. 9 месяцев прошло, а Верховный Совет по своей квоте так и не удосужился назначить 5 членов ВСК.
Тем же законом были прекращены полномочия членов Высшего совета юстиции, до сих пор он не работает, а у Верховного Совета не нашлось времени или желания назначить членов этого органа по своей квоте. Складывается впечатление, что на самом деле никого не волнует реальное очищение судебной власти, ведь ВСЮ — единственный на Украине орган, полномочный вносить представления об увольнении судей. Других органов для этого нет.