Посчитать, сколько в мире атеистов, проблематично. Из-за широты самого термина, который включает множество мировоззренческих концепций, оценки разнятся от 2,5% до 13%. Одновременно больше половины стран мира так или иначе законодательно дискриминируют атеистов, решили исследователи из организации International Humanist and Ethical Union (IHEU), которая занимается защитой прав людей, скептически относящихся к религии.
В опубликованном на этой неделе отчете IHEU, который был направлен в ООН, подробно рассматривается законодательство и практика всех государств, уличенных в ущемлении прав атеистов. Согласно исследованию, в мире сегодня существуют семь стран, безбожие в которых может караться смертной казнью в соответствии с законом. Ряд других государств ограничивают максимальное наказание атеистам тюремным заключением, а в некоторых неверующие просто ограничены в правах, например, семейных или избирательных.
Все семь стран, которые казнят атеистов, имеют установленную законом официальную религию — ислам. В западноафриканской Мавритании (полное название — Исламская Республика Мавритания) конституция 1991 года ограничивает свободу вероисповедания, закрепляя мусульман в качестве единственных граждан страны. Соответственно, атеисты и люди иной веры не могут претендовать на гражданство, а отказавшийся от своей веры мавританец (или же принявший другую религию) гражданство автоматически теряет. Более того, ст.306 уголовного кодекса предусматривает смертную казнь за вероотступничество с конфискацией всего имущества в пользу государственной казны. Обвиняемому, согласно этому положению, дается трое суток, чтобы покаяться и вернуться к вере в Аллаха. Это положение прямо перекочевало в УК из шариата.
В Мавритании практикуются законы шариата как в гражданском, так и уголовном судопроизводстве, существует Министерство исламских дел, а также Высший исламский консулат, состоящий из шести имамов, который проверяет законодательную и другие виды государственной деятельности на соответствие религиозным канонам.
В Судане также живут по нормам шариата, однако временная конституция в стране более лояльна к религиозным меньшинствам — им не запрещается отправление культа. Обращение в ислам в Судане исключительно приветствуется, а вот выход из этой религии карается по закону — тюремным заключением (вплоть до пожизненного лишения свободы) или же смертной казнью.
Мужчина-мусульманин в Судане имеет право брать в жены предстательниц другой веры, правда, только монотеистической — христианской или иудейской. Женщина ограничена при выборе супруга строго мусульманами. Антиисламское богохульство карается шестью месяцами лишения свободы, сотней ударов плетью, а также может предусматривать денежный штраф. Богохульство же по отношению к другим религиям не возбраняется.
В формально демократическом Пакистане предусмотрена смертная казнь за богохульство (коим также считается атеистическое высказывание), а уголовный кодекс включает отдельные статьи за осквернение Корана, а также оскорбления пророка Мохаммеда. Как говорится в отчете IHEU, эти нормы в большинстве случаев используются для преследования конкурентов по бизнесу или просто личных врагов по ложным обвинениям. Муллы пристально следят за такими делами и часто приходят в светский суд, чтобы напомнить участникам процесса, в том числе и судьям, что неугодное решение может привести к неофициальному суду со стороны радикальной части мусульманского сообщества.
Атеисты в Пакистане не могу получить паспорт. Документы, в которых обязательная графа о вероисповедании заполнена словом «атеист» или синонимом, просто не примут. Тех же, кто признался в анкете о принадлежности к исламу, обяжут подписать дополнительную декларацию о признании Мохаммеда в качестве «последнего пророка».
Соседний Афганистан следует законам шариата, не запрещает свободу вероисповедания, включая атеизм, однако уголовный кодекс предусматривает смерть через повешение для отступников мусульманской веры. Помимо этого, президентом и вице-президентом Афганистана не может стать гражданин отличной от ислама веры. Религиозные меньшинства там составляют около 1% населения. Последний известный смертный приговор по обвинению в предательстве веры был вынесен в 2008 году 23-летнему журналисту Саеду Камбакшу, который скачал в интернете и распространил текст известного атеиста Араша Биходы с критикой некоторых стихов Корана. Позже казнь заменили на 20 лет лишения свободы, а недавно Камбакш был и вовсе помилован президентом, после чего покинул страну.
Саудовская Аравия, пожалуй, самая несвободная страна в мире в религиозной сфере. Духовная власть здесь не отделена от светской, а религиозный истеблишмент имеет тесные семейные связи с королевской семьей. Любое отклонение от государственной трактовки ислама суннитского толка (в королевстве доминирует ваххабитская версия суннизма) считается вероотступничеством и наказывается смертью. В этом году молодой журналист Хамза Кашгари сделал запись в соцсети «Твиттер» о том, что не считает природу пророка Мохаммеда божественной, хотя и признает его духовный авторитет. Кашгари, когда понял, что сделал, практически сразу же покинул страну, однако был арестован в Малайзии (также мусульманской), а затем отправлен на родину. Сейчас он ожидает смертной казни.
В Саудовской Аравии существует «Комитет по продвижению добродетели и предотвращению греха» — проще говоря, религиозная полиция. Организация знаменита особой нелюбовью именно к атеистам.
Статья 100 конституции Ирана объявляет держателем всей власти в стране духовного лидера — аятоллу. Он контролирует суды, армию, медиа, а также выборные институты — президента и парламент. 91-я статья конституции вводит «охранительный консулат» — орган, ответственный за проверку всех нормативных актов по двум критериям: 1) соответствие основному закону, 2) соответствие нормам ислама. Конституция также делит всех иранцев на четыре религиозные группы: мусульмане, зороастрийцы, христиане и иудеи. Безбожники и представители прочих религий не имеют гражданских прав в принципе.
Четыре узаконенные религиозные группы в Иране не равны. Большинство государственных должностей, например, могут занимать исключительно мусульмане-шииты. Уголовный кодекс также фиксирует значительные преимущества для мусульман. Так, за измену мусульманке муж-мусульманин будет приговорен к сотне ударам плетью (ст. 8811), тогда как не мусульманин, изменив мусульманке, расстанется с жизнью (ст. 82-c12). В свою очередь, для мусульманина, который изменяет жене с представительницей другой веры, уголовный кодекс наказания не предусматривает.
Нетрадиционный сексуальный акт между двумя мусульманами в Иране, вопреки распространенному заблуждению, не слишком тяжелое преступление: за него каждому участнику полагаются по сто ударов плетью, при том условии, что действие «не было завершено» (иначе все-таки виселица). Однако если же при аналогичных обстоятельствах активную роль играл человек иной веры, то его казнят в любом случае.